РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(англ. market relations) – общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономич. обособления производителей. Внешне проявляются как взаимодействие владельцев товаров, в ходе к-рого происходит свободный, т.е. равноправный обмен товарами – продуктами, произведенными для продажи. Чтобы стать товаром, продукт должен иметь: 1) потребительную стоимость (полезность) для покупателя, т.е. быть способным удовлетворять нек-рую его потребность. Поэтому не каждый продукт, произведенный для продажи, превращается в реальный товар: продукты, на к-рые отсутствует спрос на рынке, товарами, строго говоря, не являются; и 2) обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определ. пропорциях к др. товарам (х товара А = = у товара Б = …). По поводу материальной основы этого равенства существуют разл. точки зрения. Сторонники марксист. направления в политич. экономии, генетически связанного с классической школой, видными представителями к-рой являлись англ. экономисты Адам Смит (1723–90) и Давид Рикардо (1772–1823), полагают, что в его основе лежат обществ. издержки произ-ва, образующие стоимость (ценность) товара. Они считают поэтому, что, приравнивая свои товары, производители фактически сравнивают обществ. издержки производства, к-рые требуются для произ-ва каждого из обмениваемых товаров. Наиболее последовательно трудовая теория стоимости изложена в исследовании К. Маркса (1818–83) «Капитал» (см. Экономическое учение Маркса). Согласно др. точке зрения, возникшей во 2-й пол. XIX в. и получившей название теории предельной полезности (см. Маржинализм), стоимость (ценность) товара есть прежде всего категория обмена, поскольку именно в процессе обмена и определяется действит. ценность товара. Чем больше произведено каждого товара, тем, ниже при прочих равных условиях, будет его ценность. Т.о., ценность вещи измеряется величиной ее предельной полезности, т.е. полезности, к-рую представляет для человека последний экземпляр данного товара. Однако более распространенной трактовкой ценности и цен является точка зрения неоклассической теории (школы), родоначальником к-рой считается англ. экономист А. Маршалл (1842–1924). В его трудах стоимость и цена выступают как результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне предложения (учитываются издержки произ-ва), так и на стороне спроса (учитывается предельная полезность товара). Товарные отношения предполагают наличие денег. Разл. экономич. школы по-разному трактуют причины их возникновения. Выделение денег из мира товаров как особенного товара явилось результатом хоз. деятельности людей. Деньги выполняют неск. функций, в т.ч. функции меры стоимости, средства обмена, средства накопления и средства платежа. На определ. стадии они осуществляли также функцию мировых денег. Совр. деньги представляют собой абсолютно ликвидное, признаваемое всеми средство обмена, при этом устойчивость ден. обращения определяется колвом денег в обращении. Превышение кол-ва денег над экономически допустимым при неизменной скорости их обращения ведет к росту цен, что является одной из причин инфляции. Совр. ден. обращение характеризуется также тем, что нек-рые нац. ден. единицы (доллар США, японская иена и нек-рые др.) выполняют роль резервных валют, т.е. имеют хождение вне нац. границ. В международ. расчетах с 1979 применялась европейская валютная единица ЭКЮ стран Европейского союза, замененная в 1999 евро, ставшим с 2002 единой ден. единицей 12 стран ЕС, используемым также в ассоциированных с ЕВС странах (Ватикан, СанМарино, Андорра, Черногория), а также в странах быв. «зоны французского франка». Возникновение товарно-денежных отношений – важнейший шаг в истории человечества, существенно повысивший эффективность экономики, поскольку ни натуральное хоз-во, ни бартерный (прямой, безденежный) обмен не могут обеспечить быстрого роста производительности обществ. труда. Практика доказала, что Р.о. позволяют добиваться высокой эффективности обществ. производства, хотя в отд. сферах требуется их законодат. ограничение или регулирование в целях разрешения внутренне присущих им противоречий. Необходимость нахождения оптимального сочетания свободы частного предпринимательства и гос. регулирования является практически общепризнанной. Во 2-й пол. ХХ в. сфера Р.о. значительно расширилась. Миллиарды людей в развивающихся странах, а также в бывших соц. гос-вах стали играть более активную роль в хоз. жизни своих стран и всего мира. Наблюдается рост внутренних, нац. рынков. Создаются нац. финансово-банковские структуры. Устойчивыми темпами растет объем мировой торговли, доля к-рой в мировом ВВП имеет тенденцию к повышению. Возрастает значение транснациональных корпораций и банков в мировой экономике. Углубление взаимодействия и взаимозависимости нац. экономик в конце ХХ в. обрело глобальный характер. с одноврем. проходящим процессом создания и укрепления нац. экономик. Однако, как свидетельствует опыт, переустройство нац. экономики на рыночных принципах представляет собой длит. и достаточно болезненный процесс. Это хорошо видно на примере российской экономики. Старая система управления и организации хоз. жизни в 1-й пол. 90-х гг. была разрушена. Новая, рыночная организация только создается, и Россия относится к странам с переходной экономикой.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ" в других словарях:

  • Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические …   Энциклопедия инвестора

  • Рыночные Отношения (Rap) — Содержание 1 Основное 2 Дискорафия 2.1 Альбомы 2.2 Совместные …   Википедия

  • Рыночные отношения — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок …   Википедия

  • переводивший на рыночные отношения — прил., кол во синонимов: 2 • коммерциализировавший (3) • переводивший на коммерческую основу (2) …   Словарь синонимов

  • переходивший на рыночные отношения — прил., кол во синонимов: 2 • коммерциализировавшийся (3) • переходивший на коммерческую основу …   Словарь синонимов

  • Отношения Свободные Рыночные — отношения, складывающиеся на свободном рынке в процессе их купли и продажи между продавцом и покупателем товаров и услуг на основе взаимной договоренности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ОТНОШЕНИЯ, ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ — термин марксистской политической экономии, означающий рыночные отношения …   Большой экономический словарь

  • ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ — (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… …   Политология. Словарь.

  • ОТНОШЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ РЫНОЧНЫЕ — отношения, складывающиеся в процессе купли продажи между потребителем товаров, услуг и их производителем, основанные только на взаимодоговоренности между продавцом и покупателем …   Большой экономический словарь

  • Гражданско-правовые отношения — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством (ГЗ), которое определяет: правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др.… …   Российская энциклопедия по охране труда


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»